Обязательное энергетическое обследование

Обязательное энергетическое обследованиеВ соответствии со ст. 2 Закона об энергосбережении <1> под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявлении возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию, были обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31.12.2012, последующие энергетические обследования проводить не реже чем один раз в пять лет. В статье мы поговорим о порядке проведения такого обследования, требованиях к энергетическому паспорту и об отражении расходов на проведение энергетического обследования в бухгалтерском учете.

<1> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кто подлежит обязательному энергетическому обследованию?

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

— органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;

— организаций с участием государства или муниципального образования;

— организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

— организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

— организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год (предшествующий году проведения энергетического обследования);

— организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

При этом следует учитывать, что в силу ст. 2 Закона об энергосбережении к организациям с участием государства или муниципального образования относятся юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

Учитывая вышеизложенное, все бюджетные учреждения подпадают под требование о проведении обязательного энергетического обследования.

Обратите внимание! В соответствии с Законом об энергосбережении необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. Таким образом, если бюджетное учреждение не имеет на балансе помещений и иных объектов, то оно все равно обязано провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки. При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих учреждению на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляются с учетом условий договора аренды.

Кроме того, следует отметить, что нормы Закона об энергосбережении не содержат исключений в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования для учреждений, размещенных в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством РФ являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры).

Каковы цели энергетического обследования?

В силу ч. 2 ст. 15 Закона об энергосбережении основными целями энергетического обследования являются:

— получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

— определение показателей энергетической эффективности;

— определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

— разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

По соглашению между бюджетным учреждением и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

По результатам проведения обязательного энергетического обследования бюджетное учреждение обязано разработать и реализовать программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая должна содержать:

— целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

— мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.

Энергетическое обследование и реализованная на его основе программа повышения энергетической эффективности объекта обеспечивают:

— повышение надежности энергоснабжения;

— повышение надежности и безопасности энергоустановок;

— повышение эффективности энергоиспользования;

— оптимизацию энергетических издержек по организационно-экономическим причинам.

Каков порядок проведения энергетических обследований?

Для проведения обязательного энергетического обследования бюджетному учреждению следует заключить договор со специализированной организацией. В силу ч. 4 ст. 15 Закона об энергосбережении деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. При энергетическом обследовании проводятся анализ состояния систем электро-, теплоснабжения, водообеспечения, технического парка и пр. предприятия (объекта), оценка состояния систем и средств (приборов) учета энергоносителей и их соответствия установленным требованиям, выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей, проверка энергетических балансов предприятия (объекта), расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием, формирование энергетического паспорта предприятия.

На официальном сайте Минэнерго (http://minenergo. gov. ru) размещен проект технического задания на проведение энергетического обследования. Согласно указанному заданию проводящая обследование организация должна:

— осуществить сбор исходных данных, необходимых для проведения энергетического обследования, анализ их полноты и достоверности;

— провести визуальное обследование, в ходе которого определить техническое состояние, проверить укомплектованность и оценить работоспособность сетей и систем тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, вентиляции, трубопроводов, теплоизоляции, запорной арматуры, осветительных приборов и т. д. и составить протокол визуального обследования;

— провести инструментальное обследование с составлением протокола по его результатам;

— определить фактические, расчетные и нормативные показатели энергетической эффективности, а также уровень удельной эксплуатационной энергоемкости энергетического оборудования;

— определить классы энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (при наличии отдельно стоящих зданий — для каждого здания);

— выявить системы наибольшего энергопотребления;

— провести анализ фактических и расчетных данных. Определить места и причины нерационального использования энергоносителей и утечек энергии, выявить потенциал энергосбережения;

— осуществить анализ возможности и целесообразности применения возобновляемых источников энергии в системах энергообеспечения учреждения;

— разработать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

— разработать обоснование экономической целесообразности и срока окупаемости предложенных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

— составить отчет об энергетическом обследовании;

— заполнить энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов;

— согласовать энергетический паспорт с бюджетным учреждением — заказчиком;

— зарегистрировать энергетический паспорт в саморегулируемой организации в области энергетического обследования;

— передать зарегистрированный в саморегулируемой организации энергетический паспорт бюджетному учреждению — заказчику;

— осуществлять контроль направления саморегулируемой организацией копии энергетического паспорта в Минэнерго и мониторинг результатов ее рассмотрения.

В ходе выполнения указанных мероприятий проводящей энергетическое обследование организацией должны быть выполнены следующие действия;

1. При обследовании системы электроснабжения и электропотребления:

— анализ договорных условий на энергоснабжение;

— анализ потребления электроэнергии за пять лет, предшествующих энергетическому обследованию;

— анализ схемы электроснабжения, загрузки и режима работы оборудования электроснабжения;

— анализ технического состояния основного электропотребляющего оборудования и внутренних электрических сетей, системы освещения;

— анализ состояния системы учета;

— анализ фактических и нормативных удельных расходов электроэнергии;

— расчетно-нормативный баланс (составление и анализ) электроэнергии и оценка потерь в системе электроснабжения;

— подготовка отчета и разработка мероприятий по рациональному использованию электрической энергии с оценкой их эффективности и объема затрат на их внедрение;

— составление прогноза потребления электрической энергии с учетом сроков реализации предложенных мероприятий.

2. При обследовании системы теплоснабжения:

— анализ договорных условий на теплоснабжение;

— анализ потребления тепловой энергии за пять лет, предшествующих энергетическому обследованию;

— анализ схемы теплоснабжения, оценка состояния и режима работы систем теплоснабжения и теплопотребления;

— анализ состояния коммерческого учета;

— анализ фактических и нормативных удельных расходов теплоносителя;

— анализ распределения тепловых нагрузок в системах отопления и горячего водоснабжения;

— составление и анализ расчетно-нормативного баланса тепловой энергии и оценка потерь в системе теплоснабжения;

— подготовка отчета и разработка мероприятий по рациональному использованию тепловой энергии с оценкой их эффективности и объема затрат на их внедрение;

— составление прогноза потребления тепловой энергии с учетом сроков реализации предложенных мероприятий.

3. При обследовании системы водоснабжения и водоотведения:

— анализ договорных условий на водоснабжение и водоотведение;

— анализ объемов водоснабжения и водоотведения за пять лет, предшествующих энергетическому обследованию;

— анализ схемы водоснабжения и водоотведения, оценка состояния и режима работы систем водоснабжения и водоотведения;

— анализ состояния системы учета;

— анализ фактических и нормативных удельных расходов воды и оценка потерь в системе водоснабжения и водоотведения;

— подготовка отчета и разработка мероприятий по рациональному использованию воды с оценкой их эффективности и объема затрат на их внедрение.

4. При обследовании системы вентиляции и кондиционирования воздуха:

— анализ работы приточно-вытяжных установок системы механической вентиляции и оценка работы естественной вентиляции;

— составление перечня оборудования, используемого для обеспечения расчетного воздухообмена в помещениях здания, и оценка его состояния;

— определение фактического расхода воздуха и оценка его соответствия проектным значениям;

— определение удельных показателей энергетической эффективности работы систем вентиляции и кондиционирования;

— подготовка отчета и разработка мероприятий по повышению энергетической эффективности систем вентиляции и кондиционирования с оценкой их эффективности и объема затрат на их внедрение.

5. При обследовании системы движимого имущества:

— анализ потребления энергетических ресурсов (в том числе моторного топлива) и воды транспортными средствами и оборудованием;

— разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и анализ целесообразности их внедрения в отношении движимого имущества.

Каков порядок оформления энергетического паспорта?

В силу ч. 6 ст. 15 Закона об энергосбережении по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его бюджетному учреждению, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

— об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

— об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

— о показателях энергетической эффективности;

— о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

— о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

— о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Требования к энергетическому паспорту и его формы утверждены Приказом Минэнерго России N 182 <2>.

<2> Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 «Об утверждении Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

На что обратить внимание учреждениям, имеющим обособленные подразделения?

В соответствии с п. 3 Требований к энергетическому паспорту при наличии у обследуемого лица обособленных подразделений (филиалов, представительств) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с Приложениями 2 — 23 к Требованиям к энергетическому паспорту, заполненные по каждому обособленному подразделению. Указанные формы заполняются с учетом правового статуса и иных особенностей обособленного подразделения. Суммарные данные по обследуемому лицу указываются в формах в соответствии с Приложениями 2 — 23 к Требованиям к энергетическому паспорту, заполняемых для обследуемого лица.

В этой связи обязательное энергетическое обследование должно быть проведено в отношении лица, соответствующего требованиям ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении, в полном объеме. По его результатам составляется единый энергетический паспорт на указанное лицо.

Составление отдельного энергетического паспорта на здание, строение, сооружение при проведении обязательного энергетического обследования данного лица законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

В случае если в составе лица образованы обособленные подразделения (филиалы, представительства), в свою очередь, состоящие из структурных подразделений, часть которых территориально расположена в различных муниципальных образованиях, сведения обо всех структурных подразделениях филиала юридического лица следует указывать в Приложениях 2 — 23 к Требованиям к энергетическому паспорту, заполненных по соответствующему филиалу.

Какова ответственность за нарушение требований о проведении обязательного энергетического обследования?

Согласно ст. 29 Закона об энергосбережении лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлена ст. 9.16 КоАП РФ. Так, в силу ч. 8 указанной статьи в случае несоблюдения сроков проведения обязательного энергетического обследования на должностных лиц учреждения может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. а на само учреждение — от 50 000 до 250 000 руб.

Кроме того, в случае несоблюдения бюджетным учреждением требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на учреждение может быть наложен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. а на его должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ).

Как отразить в бухгалтерском учете расходы на проведение обязательного энергетического обследования?

В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, расходы бюджетных учреждений на оплату договора, предметом которого является проведение обязательного энергетического обследования, следует отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Согласно п. 134 Инструкции N 157н <3> затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все расходы, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым затратам.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно либо его учредителем и закрепляется в учетной политике.

Также в учетной политике может быть предусмотрено, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции N 157н). В бухгалтерском учете учреждения расходы на проведение обязательного энергетического обследования могут быть отражены следующим образом.

Добавить комментарий