Энергоэффективность жизненно необходима экономике России

Энергоэффективность жизненно необходима экономике РоссииЧто бы ни говорили, 261 закон «Об энергосбережении …» создал в стране совершенно новую обстановку конкретного действия. Это выгодно отличает этот закон от его предшественника, который был декларативным и никого ни к чему не обязывал. За период с 2009 по 2014 годы был осуществлен ряд шагов, которые дают основания утверждать, что энергосбережение как вид деятельности, как общественно значимое явление, в стране состоялось. Утверждать это можно хотя бы потому, что в связи с практическим прекращением или минимизацией бюджетного финансирования мероприятий по энергосбережению в 2014-2015 годах, работа по реализации проектов энергосбережения не остановилась.

Пять лет не прошли даром. За это время была практически создана вся необходимая нормативная база энергосбережения. Разговоры о том, что пользоваться действующим законодательством невозможно, не состоятельны. На территории страны имеются примеры удачной реализации всех положений законодательства. Необходимо, тем не менее, отметить и отрицательный опыт реализации проектов энергосбережения. Этот опыт, наверное, более ценен, чем опыт удач, поскольку позволяет снизить риски реализации проектов.

К несомненному достижению необходимо отнести то, что начал складываться рынок энергосбережения. Появились профессиональные игроки на этом рынке, которым выгодно вкладывать средства и усилия в бизнес, связанный с энергосбережением. Да, существует такое явление, когда проекты исполняются «для галочки». Но в большинстве случаев энергосбережение сориентировано на результат, а не на отчет. Особенно это хорошо заметно на фоне серьезного снижения бюджетного финансирования в этой сфере. Казалось бы, все должно остановиться, но, наоборот, к проектам энергосбережения начали проявлять интерес банки и частные компании. Причина тому очень проста. В стране проектов с рентабельностью около 20% практически нет, проектов с рентабельностью более 5-7% очень мало. В то же время, в энергосбережении проект с доходностью 25-30% — среднестатистический проект. Энергосервис позволяет обеспечить долговременные финансовые потоки, и банки это начали понимать. При них создаются свои компании по реализации проектов энергосбережения, первая пятерка банков более сориентирована на создание собственных специализированных организаций. Создаются и предлагаются специальные кредитные продукты, и здесь, как ни парадоксально, инициативу проявляют банки второго эшелона. Этим достигается диверсификация существующего кредитного предложения.

Сегодня нет другого варианта у страны, кроме повышения энергоэффективности. Ограничен доступ на рынки эффективных технологий, и в этих условиях повышение энергоэффективности – самый прямой путь к росту эффективности экономики. В подавляющем большинстве случаев объективных препятствий к снижению энергозатрат нет. Как показывает практика обсуждения самых различных ситуаций в регионах, разговоры в части энергообеспечения начинаются с невозможности, а заканчиваются согласием, что выход имеется, и этот выход связан с энергосбережением.

Человеческий фактор, роль местной и региональной власти становятся определяющими в решении вопросов энергосбережения и оптимизации энергообеспечения. Для энергосбережения нужно создавать среду. Этот вопрос есть и будет всегда актуальным.

Значительный эффект может дать деятельность энергосервисных компаний. Сейчас идет процесс консолидации их деятельности, объединение их в мощную ассоциацию. Существенно укрепился кадровый состав Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО). Надеемся, что в самой ближайшей перспективе мы сможем ощутить эффект от повышения деловой активности в сфере предоставления энергосервисных услуг, которые по определению невозможны без реального энергосбережения.

Очень часто возникают сомнения относительно гарантий получения эффекта от планируемых мероприятий. Хотелось бы заметить по этому поводу, что в информационном поле достаточно совершенно адекватной информации о положительных результатах. Тем не менее, РАЭСКО будет выпускать информационный бюллетень с обзорами положительных практик энергосбережения. Одна часть этого издания будет посвящена описанию непосредственно проектов, вторая – нормативной базе, которая обеспечивает эти проекты. Задача нового информиздания в том, чтобы сделать более доступной информацию о том, что делать и как делать при реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности. Бюллетени будут распространяться бесплатно по региональным органам власти и крупным муниципалитетам.

Что касается нормативной базы. По нашей оценке, главная проблема сегодня не в разработке дополнительных законов, а в устранении нестыковок законодательства, которые реально тормозят реализацию поставленных задач по повышению энергоэффективности. Проблема, конечно, была порождена сжатыми сроками разработки нормативной базы энергосбережения в России. Мы за пять лет прошли путь, на который многим странам потребовались десятилетия. Спешка в некоторых случаях не пошла на пользу, и теперь приходится подчищать ошибки. В настоящее время готовится закон «Об энергосервисе в ЖКХ». Анализ показал, что проблемы связаны больше с отсутствием разъяснений применения нормативно-правовых актов со стороны министерств и ведомств. Эту проблему также начали разрешать: Минстрой уже начал выпуск разъяснений и рекомендаций в своей сфере деятельности. Планируется подключение к этой работе и других министерств.

Хотелось бы обратить внимание на новый проект «Энергоэффективный город». Задача – в каждом федеральном округе выделить город, где в части энергоэффективности сделать максимально возможное с опорой на энергосервис. В этом направлении двигаемся по г. Химки. Планируются проекты в жилищной сфере, теплоснабжении, водоснабжении, освещении, бюджетных организациях. С полпредством ЦФО договорились о том, что по похожей схеме будут реализованы проекты в теплоснабжении, котельных, освещении, бюджетных организациях во всех субъектах ЦФО. Этот проект будет курировать непосредственно полпредство.

При Минстрое России начал работать Экспертный совет по энергоэффективности. Активно обсуждаются самые разные аспекты организации коммерческого учета потребления энергоресурсов. Уже подготовлена законодательная инициатива по организации деятельности операторов коммерческого учета. Активная работа ведется с Фондом реформирования ЖКХ. Прорабатывается вопрос о том, чтобы совместить деятельность по капитальному ремонту домов с энергосервисом. Имеется в виду, что региональный оператор капремонта будет вправе привлечь энергосервисные компании к реализации мероприятий по капремонту. Многие законодательные новации – результат изучения предложений регионов и специалистов.

В целом хотелось бы подчеркнуть, что сегодня энергосбережение уже не политическая мода. В Правительстве России и в регионах уже вполне осознали, что энергосбережение – это насущная необходимость. Давайте исходя из этого и строить дальнейшую деятельность.

Добавить комментарий